bigmir)net   Почта Ищи:

Роман Плисковский

Банковские откаты по-маленькому

17 апр. 2008, 22:52

Банкиры учатся зарабатывать "на карман" изымая деньги у самых бедных своих клиентов

Проводили мы в этом месяце исследования деятельности банков в части микрокредитования в связке с кредитными брокерами и без них. Изучали развитость рынка финансовых посреднических услуг, так сказать. Впечатление от украинского варианта массовых кредитных брокеров осталось гадкое. Как и от потребительского беззалогового кредитования. Масса банков выкуплена иностранцами, вроде бы международные стандарты обслуживания должны внедрятся, вестись борьба за клиента. А на практике получаем следующее:

1. Не редко все заявки, принятые от физических лиц банковскими работниками минуя "своего" кредитного брокера отклоняются без объяснения.

2. Если документы подаются не через "своего" брокера, то вместо заявленных 2-3 дней на изучение документов заемщик исследуется 3-8 недель, с постоянными требованиями обновить справки, копии отчетов.

Приведу пару примеров этих выводов, дабы более понятно было о чем идет речь. Есть такая интересная брокерская контора с разрекламированным по всем вагонам киевского метро названием, которая находясь в забитом здании с полусовковым ремонтом, в сутолоке тесноте и грязи заполняет анкеты молоденькому банку (осенью прошлого года только лицензию получил). За заполнение анкеты ребята берут 8% стоимости кредита. Были опробованы четыре варианта заявок на кредит - через брокера "чистые" документы, через брокера "рисованные" документы, напрямую в банк - фактически такие же комплекты документов. Все по разным физическим лицам. Само собой кредит не получали, поскольку человек в своем уме не будет выплачивать банку 33%, да еще и 8% сверху за заполнение анкеты доплачивать. Документы подавались не с целью получения кредита, а для выяснения вынесет ли банк решение о его выдаче. Параметры кредитования: потребительские цели, 50000 грн нужно заплатить 4% банку разово, потом 28% годовых (13,9% годовых плюс "ежемесячная комиссия" 1,19%), то есть всего 33% годовых в гривне с одним поручителем, без залога. Результат: документы поданные в банк - отказ на следующий день после подачи без объяснения причин. Такие же документы, переданные брокером - согласие выдать кредит на второй и третий день после подачи документов. Не взирая на нарисованные цифры. Неплохой бизнес, не правда ли? Приходит человек, который не имеет за душой ни движимого ни недвижимого имущества, а есть только зарплата, пытается под сумасшедшие проценты получить 10 тыс.долларов, так благодаря предприимчивым работникам банка, договорившимся с предприимчивыми "брокерами" с этих ненастных еще и 800 долларов изымают. Фактически за заполнение четырех листиков. И люди идут, стоят в очереди в своей перестиранной и перештопанной одежде. Заполняют анкетки брокера на грязной лестничной клетке. Выслуживаются перед "высокой принимающей стороной". Из шести изученных нами финансовых брокеров, ориентированных на беззалоговое кредитование, подобную практику используют пять.

Второй вариант - затягивание рассмотрения. Тут проще, все открыто и без пафосной сердобольности. Приходит человек в банк за кредитом для покупки квартиры. Нужна ему сумма в сто тысяч долларов. Банковских работник ему прямо говорит что-то вроде "мы выкуплены иностранцами и прохождение всех установленных процедур обычно занимает не объявленные 3-5 дней, а больше месяца. Это время можно сократить, если подать заявление через нашего брокера". И этот "брокер", сидя в соседнем, или том же здания банка, имея "лицензию" на "інші фінансові послуги на ринку фінансових послуг" официально принимает в кассу 5 тысяч долларов. В лучшем случае. Формально ни к чему придраться нельзя. Хотя бы потому, что новую справку технической инвентаризации в БТИ без связей можно получить через 6-8 месяцев после первого визита в БТИ (сейчас, в апреле, выдают талоны на подачу документов на октябрь-ноябрь, после чего еще месяц ожидания). И затягивание рассмотрения кредита на срок больше месяца - почти гарантировано приводит к не получению такого кредита.

В нормальной практике финансовые брокеры зарабатывают на скидках/комиссионных, которые предоставляют им банки за приведенных клиентов. То есть, теоретически, если обратится в банк через брокера, то можно получить более выгодные условия кредитования, чем напрямую подав документы в банк. К сожалению брокеры, которые работают по подобной схеме - исключение, подчеркивающее другие правила финансово-брокерской практики в Украине. Правила, когда на практике брокеры становятся средством вымогания с заемщиков средств, с дальнейшим их дележом с должностными лицами банков.  И, как обычно, наибольший шанс быть "обслуженным" такими "помощниками" у представителей наиболее бедных и плохо знакомых с банковским делом слоев населения.

Вот и думай после этого - а что толку от прихода зарубежных собственников в наши банки, если новые технологии внедряются не через голову а как обычно?

Отправить другу  
Коментариев (23)
Добавьте ваш комментарий
Осталось 1000 символов
Если вы не видите картинку с контрольными символами, это означает, что в вашем браузере отключена поддержка графики. Включите ее и перегрузите страницу.
Отсортировать по дате Вниз
Ерёмин Александр  (аноним) | 06.05.2008, 12:56
Роман, Вы глубоко заблуждаетесь и делаете серьёзные выводы на основе одного факта одобрения клиента, которого Вы подослали через брокера в банк (мы нашли этот единственный случай, подстроеный Вами). Вы не пытаетесь разобраться в проблеме и посмотреть на объективные факты и статистику, хотя мы Вам предложили такую возможность. Мне понятна Ваша позиция. К сожалению ... не вижу возможности конструктивного обсуждения проблемы с Вашей стороны. Надеюсь, Вы получили то, что планировали от этой статьи ... Желаю Вам успехов!
Ответить  
Ерёмин Александр  (аноним) | 05.05.2008, 11:08
Роман, Я очень уважаю Ваш взгляд на данную проблему, но прошу Вас быть объективным - как профессионала! Нельзя делать выводы не имея фактов для профессионального человека, имеющего возможность выступать с трибуны. Почему я вам это пишу - я руководитель того самого банка, на который вы намекаете (я не знаю других банков, получивших лицензию в октябре 2007). И могу Вас заверить, как лицо, которое знает эту проблему изнутри, что никогда, уважающий себя банк не вступит в "сотрудничество", о котором вы пишите. Поверьте репутация банка - это крайне важно. Поэтому банки очень даже активно борятся с этой бедой, под названием "недобросовестные брокеры". Например, наша статистика показывает, что из общего потока от "брокеров" кредиты получают не более 20% клиентов, а от общего потока процент выдачи более 30%. Роман, честно скажу, то что Вы написали возможно рассматривать как действие, наносящее ущерб репутации банка. Надеюсь, это не было Вашей целью. (См. сообщение 2)
Ответить  
Роман   | 05.05.2008, 19:21
Александр, рядовому пользователю интернета что бы вычислить набор банков получивших лицензии осенью прошлого года необходимо потратить несколько часов, изучая все новые, переименованные, реорганизованные банки в отдельности. Что ради праздного любопытства никто делать не будет, как я думаю. Да и что даст этот набор? Оговорки в статье касательно целей описанного исследования и не указание названий банков, финансовых брокеров, сделаны именно с целью избежания в отношении написанного "возможности рассматривать как действия, наносящее ущерб репутации банка" и с другими целями юридической засчиты. К сожалению, именно объективные факты и стали поводом для статьи. Есть социально-экономическая проблема, выявленная в ходе исследования. Яркая и, по-моему, гнусная. Мне, лично, без разницы какие банки и финансовые брокеры в этом участвуют. Проблема не в банке/банках, а в самой природе явления, в возможности его возникновения в конкретно взятой стране. В людях, которые занимаются вышеописанным.
Ответить  
Роман   | 05.05.2008, 19:33
Александр, банки все разные. Но все они - крупные организации с существенным количеством служащих, соответственно все достоинства и проблемы крупной организации как вида организации труда присущи и банкам. Любой крупный завод борется за отсутствие "откатов" менеджерам отдела поставок. Это не значит, что такая практика отсутствует. Да, такие факты не выгодны репутации заводов, и когда информация доходит до собственников - либо меняются люди, либо меняется организация труда. Таковы реалии. Еще пример, в группе наших компаний есть несколько магазинов, тотальный контроль над продавцами в которых просто экономически не выгоден. Да, лично мне, не выгодно если продавец купит на рынке китайский товар и продаст его как фирменный, положив деньги в карман. При существующией у нас системе контроля таких операций много быть не может, и на прибыль это существенно не повлияет. Да, для репутации не выгодно. Конечно, первый же выявленный факт приводит к увольнению. Но я не гарантирую, что этого нет.
Ответить  
Роман   | 05.05.2008, 19:51
К чему я это все веду: ни Вы, ни я, ни одни другой руководитель бизнеса, ценящий свое время, не будем "стоять с палкой" над завхозом пересчитывая каждый выданный сотрудникам карандаш. Ни Вы, ни я, ни другой собственник, не будем отслеживать микроскопические, с точки зрения общей прибыли бизнеса, хищения и использования служебного положения мелкими служащими, особенно в департаментах с высокой кадровой ротацией. Дело "идет", прибыль "капает", что еще нужно для собственника, руководителя? Описанная мной практика, как раз и относится к микроскопическим, с точки зрения общей прибыли бизнеса, использованиям служебного положения "мелкими" служащими. Я рад, что Вы уверены в безупречности Вашего банка. Хотя я бы предпочел, что бы моя статья вызвала у Вас иной отклик, чем лозунги в защиту банковского дела в целом, и предположение о"возможности рассматривать" в частности. Надеюсь, что Ваш коментарий не более, чем вынужденный официальный отклик, а не личная точка зрения банковского профессионала
Ответить  
гость  (аноним) | 04.05.2008, 16:53
Спасибо Роман, за статью. Очень полезно почитать нашим гражданам!
Ответить  
гость  (аноним) | 30.04.2008, 10:55
То что пишет автор - имеет место быть, но повсеместно, но есть. Причина - в низкой осведомленности наших граждан и их экономическом образовании (точнее в его отсутствии). Помнте как в середине 90-х всяческие трасты, фонлы и прочие МММ-мы разводили людей на деньги? А почему? Да потому что народ темный, слабо себе предсталяет вообще что такое мир финансов, ну и некоторые пытаються на этом срубить бабло. Да это аморально, да некрасиво, но где в мире, в котором правит бал кусок бабла вы встречали мораль? Если автор против такой системы - вместо разоблачительный статеек за то же самое галимое бабло начни народ просвещать, разъясняй работу системы, рассказывай о правах и т.д. Глядишь, через пару лет такая система уйдет в небытие
Ответить  
Роман   | 05.05.2008, 19:57
Забавно, а чем отличается "разоблачительный статеек" от "народ просвещать, разъясняй работу системы, рассказывай о правах и т.д"? Боюсь, что я Вас разочарую относительно "за то же самое галимое бабло". Ни один блогер на этом сайте не получает денег за написанные "статейки". И можете меня считать впечатленным Вашим литературным эпистолярным слогом выражения своих мыслей, видимо знающего о чем говорит, человека.
Ответить  
007  (аноним) | 29.04.2008, 22:32
Аффтору завидно.
Ответить  
Роман   | 05.05.2008, 20:07
Всенепременнейше. Не отказался бы от банка в собственности.
Ответить  
Александр  (аноним) | 20.04.2008, 15:46
Часть 2. Ну и вполне естественно у рядовых сотрудников, возникает желание "подзаработать" (я не в коем случае не хочу кого то оправдывать). И логика проста, почему я сделал то-то, то-то и то-то, у меня все эти 2-ва дня была ..... в мыле а мой начальник Иван Петров получит 2 тыс. грн. отката не пошевелив и пальцем. Чем я хуже??
Ответить  
Роман Плисковский  (аноним) | 21.04.2008, 15:11
А что это, если не оправдание в заметке, начинающейся с "Не согласен с автором"? Логика, мораль, этика - вещи совершенно разные. Можно выстроить длинную логическую цепочку, начиная с воспитания родителей этих мелкик банковских клерков во время гражданской войны, чем обосновать их жестокое обращение к своим детям, чем обосновать надувательство людей, вынужденных пользоваться беззалоговым потребительским кредитованием с и без того заоблачными ставками. Детство, так сказать, тяжелое было, ну и вот... Объяснить можно что угодно. А вот принять, в душе - тут лично от каждого зависит какие моральные принципы человек для себя устанавливает. Мне, во время нашего исследования, было противно смотреть, как внешне нормальные, причесанные, не редко довольно упитанные моложавые люди, оббирают себе подобных, не смогших еще ничего скопить в своей жизни, чтобы можно было использовать для уменьшения процентной ставки необходимого кредита.
Ответить  
Александр  (аноним) | 22.04.2008, 12:17
Ув. Роман Плисковский, у нас с Вами немного разные взгляды на причины возникновения, появления и существования описанных в Вашей статье событий. Я уважаю Ваше мнение как профессионала, но в своих коментариях представил свой взгляд на причины (истоки) возникновения так называемой "оббираловки". И ни в коем случае не патался и не пытаюсь кого то оправдать.
Ответить  
Александр  (аноним) | 20.04.2008, 15:37
НЕ согласен с автором. Да такие варианты не добровестного сотрудничества встречаются. НО, откаты были и до появления брокеров, другое дело что простые смертные про это не знали и не знают. Да, именно так!!! Начальники (не все конечно, но большая часть), тоже зарабатывают хорошие деньги на откатах от страховых, оценщиков и нотариусов. И большая часть этих денег просто оседает у них в карманах, как правило с своими подчинёнными руководство не делится. И это было и будет, пока не исчезнет "кумовство", пока не поменяется наш с вами менталитет.
Ответить  
Роман Плисковский  (аноним) | 21.04.2008, 15:00
ТАКИХ вариантов откатов не было. Не было полного блокирования подачи заявок напрямую в банк. Да, банки работают со своими нотариусами, которые вполне могут "вознаграждать" решающего с кем работать банкира. Правда нотариусы обычно не наглеют завышая ставки, а обслуживают по тем же ставкам, что и всех остальных, зарабатывая на обороте. Да, банки как правило имеют договоренности с приближенными страховыми компаниями, и не редко даже обслуживают клиентов совместно - для рекламы снижая свои проценты и завышая проценты у страховиков. Только делается это все официально, с ведома собственников банков, или по их решению. Это право банка - устанавливать официальные условия своей работы. Описанная мной ситуация касается совершенно других процессов.
Ответить  
Андрей Кривонос  (аноним) | 20.04.2008, 12:24
Хочу поддержать Романа, и подлить масла в огонь: в некоторых ситуациях картина еще более странная и удручающая. А банки нашли хороший ответ: проблемы на мировых финансовых рынках. Такой формулировкой многие покрывают свое разгильдяйство, невнимательность, нежелание работать с поданным пакетом документов. Господа банкиры и жаждущие кредита, не обманывайте друг друга! Мировой кризис никак не влияет на достоверность данных в справке о доходах. И мировой кризис никак не влияет на исчерпанный лимит сотого отделения n-ного банка. Вывод: следует учиться вести открыто бизнес. С уважением, Андрей Кривонос франчайзинговый консультант http://www.teamvision.kiev.ua/ технологии и магазины в Сети http://www.richup.intway.info/ покупка/продаж а готового бизнеса http://www.richup.go2intway.com/
Ответить  
Не согласный  (аноним) | 19.04.2008, 14:21
Часть 2. Как мне кажется это вопрос времени переход от комиссии с клиента на комиссию с банка. Ведь по сути рынку кредитного брокериджа всего 1,5 года. В европе там совсем другая система работы чем у нас...
Ответить  
Не согласный  (аноним) | 19.04.2008, 14:19
Рынок кредитного брокериджа довольно молодой и некоем образом не регулируется законом и вообще никем. Поэтому исходя из всех этих причин и возникают такие схемы вроде откатов, но как показывает практика это только на уровне потребительских кредитов, где рассмотрение заявок принимают на более низком уровне чем скажем под залог недвижимости. И дело тут скорее не в самих брокерах, дело скорее в менталитете украинца - который ну просто не привык честно зарабатывать деньги и платить налоги. Для простого украинца уже как хобби стало укрыться от уплаты налогов и обмануть своего соотечественника. Что касается брать комиссию с банка то такая практика действительно существует в европе и потихоньку она проявляется у честно работающих брокеров. Дело в том что даже те брокеры которые работают честно не могут перейти на комиссию с банка так как поток клиентов не настолько велик, чтобы работать только на комиссии от банка и страховой.
Ответить  
Роман Плисковский  (аноним) | 21.04.2008, 14:52
Во-первых, именно о потребительских кредитах в части грубого блокирования кредитов я и говорю. Во-вторых, при описании ситуации с залогом я говорю не о блокировании рассмотрении а о затягивании. В третьих, господин "Не согласный аноним", не нужно судить других украинцев по себе. Для простого украинца термин "укрыться от уплаты налогов" сравним с "раскрытием этимологического смысла преобразования дарвинского процесса в фазеологической иерархии бабочек". Простого украинца заботят более человеческие вещи - вырастить детей, обеспечить дом едой и одеждной, отпуск провести приятно. А названное Вами "хобби обмануть своего соотечественника" - это, извините, диагноз, а не развлечение. В-четвертых, молодость рынка - не оправдание описанного мной "механизма зарабатывания" на бедных. Пусть выставляют дополнительные проценты, не проблема. Но зачем же блокировать подачу заявок напрямую в банк? Это не конкуренция, и не рынок. Это банальный гоп-стоп.
Ответить  
Роман Плисковский

Другие статьи автора

Реклама
© 2006-2008 , ООО "БИГМИР-Интернет". Все права защищены. Реклама на сайте   Cвязаться с нами   Карта сайта
Наши сайты:   bigmir)net    Корреспондент    UkrJob    АФИША    PINK    15 минут    uaSport    KyivPost    UkrBiz    Новинар    BigBN
Использование материалов Ricardo.com.ua разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на Ricardo.com.ua
Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини", УНIАН в каком-либо виде строго запрещено.
bigmir)net TOP 100